В Турции я встретился с советником премьер-министра. Я спросил его, какие проблемы занимают внимание премьера в данный момент. Он ответил: конституция. В Турции сейчас вносятся изменения в конституцию. По словам советника, на кону роль вооруженных сил во внутренних делах государства. Как известно, в Турции вооруженные силы исполняют роль защиты светского государства от религиозного влияния. Премьер-министр представляет интересы мусульманской религиозной партии, и правительство пытается найти правильный баланс между интересами религии и светского мира; между желаниями правительства, возглавляемого религиозной партией, и вооруженными силами, представляющими светские интересы. В частности, ведутся дебаты о том, следует ли разрешить женщинам покрывать голову во время школьных занятий. Или о том, признавать ли курдский язык одним из официальных языков государства.
Из разговора с советником стало ясно, что премьер-министр пытается использовать заявку Турции на вступление в Евросоюз, чтобы снизить влияние вооруженных сил и повысить влияние политической клики, возглавляемой его мусульманской партией. Каким образом? Среди правил, принятых Евросоюзом, есть положение о том, что вооруженные силы государства не должны принимать участие в политической жизни. Поэтому Евросоюз настаивает на том, чтобы вооруженные силы в Турции были отстранены от власти.
Если я не ошибаюсь, перед Евросоюзом встала дилемма: с одной стороны, стандартом правления в ЕС является демилитаризированная демократия, с другой — вслед за демилитаризацией власти в Турции автоматически последует приход к власти религиозного мусульманского правительства.
При демократическом устройстве государства ни одна заинтересованная сила не может единолично представлять собой правительство, будь то вооруженные силы или религиозная партия. При демократическом устройстве государства ни одна заинтересованная сила не может единолично представлять собой правительство, будь то вооруженные силы или религиозная партия. Именно это грозит Турции, и, по сути, то же самое происходит в Израиле, где правительство зависит от находящихся в меньшинстве религиозных движений. Точно так же правительство должно быть независимым от влияния бизнеса, однако в Сербии, например, члены кабинета министров являются директорами крупных компаний. II в Соединенных Штатах левые силы утверждают, что правительственная политика определяется интересами крупных корпораций.
Любое стороннее влияние на правительство недопустимо. В идеальном государстве правительство должно быть демилитаризировано. Но и религия, и бизнес также должны быть отделены от власти. Можно сказать, даже Сократ ошибался, когда говорил, что странами должны руководить «короли-философы», потому что философы так же подвержены предубеждениям, как и остальные люди.
По определению, демократия не может быть монополией или олигополией определенных сил; она должна представлять интересы множества партий, ни одна из которых не может быть во главе остальных. Роль политического лидера, соответственно, состоит не в том, чтобы представлять определенные интересы, а в том, чтобы интегрировать все разнообразные точки зрения.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.